«Телекинез» (2013). Как выглядит роковая девушка по версии Стивена Кинга?
Классические фильмы ужасов — лакомый кусок для Голливуда, ибо оригинальных сюжетов с каждым днем становится меньше, а пересматривать старые фильмы молодежь не хочет. Чтобы удовлетворить спрос, американцы основательно подсели на иглу ремейков, продолжая штамповать новые версии для нового поколения зрителей.
Мы уже видели обновленный «Кошмар на улице Вязов», лицезрели современный вариант похождений Джейсона из «Пятницы, 13-е» и успели посочувствовать жертвам отреставрированной «Техасской резни бензопилой». До сих пор только произведения признанного мастера жанра Стивена Кинга киношники обходили стороной. Во-первых, потому что сам Кинг крайне отрицательно относится к переделкам своих экранизаций. Во-вторых, потому что пришлось бы одновременно учитывать и предыдущий фильм, и литературный оригинал, а это для большинства сценаристов — непосильная задача.
Тем не менее дело сдвинулось с мертвой точки. В ближайшее время мы ожидаем на экранах ремейки (или очередные экранизации) таких известных картин, как «Калейдоскоп ужасов» и «Оно». Первой же ласточкой стал мистический триллер по мотивам одного из самых популярных романов писателя «Кэрри», прозванный в России «Телекинезом».
…Жизнь выпускницы старших классов Кэрри Уайт далека от той, что описана в сериале «Беверли-Хиллз 90210». Скорее, она напоминает ад на земле, что весьма «забавно», учитывая, что ее мать — фанатично набожная женщина, воспринявшая свою беременность как испытание господне. У Кэрри нет подруг и друзей, а за малейшую провинность дома ее ждет персональный «католический карцер» — чулан, обвешанный распятьями, и бесконечные нотации матери. Неудивительно, что девушка представляет собой один сплошной комплекс, шарахаясь по школе, словно привидение.
Беда и в том, что Кэрри выросла и управлять ее сознанием деспотичной мамаше становится с каждым днем все труднее. Масла в огонь подливают сверстники, использующие девушку в качестве «подушечки для иголок». Бедняжка Кэрри, не получившая даже базовых знаний об особенностях женского организма, становится объектом бесконечных издевательств. Зачинщица Крис с садистским удовольствием записывает унижения своей одноклассницы на телефон и отправляет видео в Интернет. В школе назревает скандал, который может стоить некоторым особо нахальным старшеклассницам пропуска на выпускной бал.
Замученная совестью Сью, одна из подружек Крис, просит своего бойфренда, красавца Томми Росса, пригласить Кэрри на бал. В то же время Крис задумала отомстить тихоне за пропущенный выпускной и подготавливает феерическую пакость. Но никто — ни Сью, ни учительница физкультуры, сочувствующая Кэрри, ни мать — не знают, что девушка открыла в себе новые, неизведанные ранее способности. И в случае чего сможет не просто дать сдачи обидчикам, а устроить в отдельно взятом образовательном учреждении настоящий Армагеддон…
Так уж вышло, что «Кэрри» стала первой когда-либо экранизированной книгой Стивена Кинга. В далеком 1976 году уже довольно опытный режиссер Брайан Де Пальма взялся за роман писателя с энтузиазмом первопроходца и не прогадал. Его «Кэрри» считается одной из лучших киноверсий произведений «Короля ужасов», сразу же отмеченной номинациями на Оскара. Картина прошла проверку временем, став культовым образчиком мистического триллера, а в нынешние времена подобный статус неизменно привлекает всяческих бракоделов, стремящихся подзаработать на чужих находках.
Кто такая Кимберли Пирс и почему ей доверили столь важный ремейк? В конце девяностых Пирс получила известность своей драмой «Парни не плачут», за которую молодая актриса Хилари Суонк получила свой личный Оскар. В отличие от критиков, у зрителей лента ажиотажа не вызвала, да и Суонк получила статуэтку не столько за актерские заслуги, сколько за смелость. А затем Кимберли на десятилетие пропала из виду, всплыв в 2008-м претенциозной мелодрамой о ветеранах иракской войны. А еще через пять лет ей поручают повторную экранизацию «Кэрри». Другими словами, не имея ни опыта, ни каких-либо заслуг в жанре, Пирс взялась за заведомо проигрышный проект, от которого за версту пахло коммерцией.
«Телекинез» — это наглядный пример того, что происходит в сегодняшнем Голливуде. Беря за основу классический сюжет, создатели натягивают на старый каркас модные компьютерные спецэффекты, обновляют актерский состав и делают вид, что на этом их миссия закончена. Только в пересказе история не выигрывает, а яркие краски и свежие лица не могут скрыть того факта, что авторам нечего добавить к уже сказанному их предшественниками. Ни превзойти, ни даже повторить успех «Кэрри» Де Пальмы у Пирс не вышло.
Выбор актрисы на главную роль, мягко говоря, удивляет. Сисси Спейсек, несмотря на то что в молодости сама стала «королевой школьного бала», имела весьма специфическую внешность и отлично вписывалась в образ. Хотя и была старше книжного прототипа на добрый десяток лет. Хлоя Грейс Морец, звезда дилогии «Пипец», наоборот, полностью соответствует героине романа по возрасту, но никак не внешне. Симпатичная девочка искренне тужится, изображая жертву, наигранно сутулится и поджимает губки, но стоит ей одеться и накраситься, как Золушка превращается в Принцессу, затмевая своих злопыхательниц без видимых усилий гримеров. Оглядываясь на проведенный кастинг, вообще сложно выбрать кого-либо, подходящего на эту роль. Разве что Дакоту Фаннинг, но та дальше проб не продвинулась.
Джулианна Мур тоже, если честно, перевоплощением не поразила. Истерику в кадре любая профессиональная актриса изобразить может. Не то чтобы Пайпер Лори смотрелась в этом образе намного лучше, но у той не было за плечами ролей в «Ночах в стиле буги», «Двенадцати обезьянах» и «Часах». Рыжеволосая красавица Мур даже в свои пятьдесят с хвостиком слишком хороша, чтобы изображать обезумевшую родительницу.
Вспомним и замечательный второстепенный состав актеров, сыгравших в оригинале семидесятых одноклассников Кэрри — Нэнси Аллен (будущую жену режиссера Де Пальмы и звезду «Робокопа» и «Филадельфийского эксперимента»), Эми Ирвинг (экс-супругу Стивена Спилберга) и, конечно же, Джона Траволту. Разумеется, нам не дано заглянуть в будущее, в котором участники ремейка, возможно, тоже станут знаменитостями и поимеют каждый свою отметину на знаменитой «Аллее звезд», но что-то верится с трудом. Из таких поделок не вырастают, в них костенеют и забываются.
Не все так плохо, как могло показаться. Кое в чем «Телекинез» все же оригинал переплюнул. В масштабах разрушений, в натуралистичности и детализации смертей. Есть чем гордиться. История бедной девочки, затюканной злыми сверстниками и религиозной мамашей, превратилась в рассказ о мстительной психопатке, которая с видимым удовольствием мочит своих обидчиков. Куда-то пропала глубина персонажей, на поверхности остались лишь многочисленные членовредительства, жестокость и посредственность.
Что ж, мы «с нетерпением» ждем продолжения банкета, когда и другие книги Кинга получат «новое, современное» толкование.