Инклюзивность или эксклюзивность - что нужно системе образования?
Отечественную общественность вновь будоражат мысли об улучшении бытия своих сограждан, невзирая на лица. Движение весьма похвальное, но не всегда оправданное. Рассмотрим один из небесспорных вопросов об инклюзивности и эксклюзивности в образовании.
Для начала разберемся с терминологией. Инклюзив (от латинского includo — «включаю»), или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Под «особыми потребностями» подразумеваются, прежде всего, дети с разными формами инвалидности. Ключевой идеей данного направления является благая, на первый взгляд, мысль дать равное (или одинаковое) образование разным группам населения. Похвально, но…
Эксклюзивный (англ. exclusive — исключительный; единственный) — исключительный, относящийся только к одному объекту. В образовании под этим понятием чаще подразумевают некие особые, иногда даже закрытые, учреждения определенной направленности, к примеру, школа с углубленным изучением отдельных предметов. Но термин, вообще-то, должен бы рассматриваться несколько глубже. Очевидно, что здесь должен пониматься исключительный, персональный подход к каждому обучающемуся, то, что в нашей образовательной системе издавна звучало как дифференцированный подход.
Итак, давайте разбираться. Мы говорим о просто детях или о детях с особыми потребностями? Об одинаковых или разных детях? Одинаковы они, только когда вместе бегают на улице, да и то, лишь для стороннего наблюдателя. Когда же они чем-то занимаются, то различие становится налицо. Не будете же вы утверждать, что с детьми можно общаться без какого-то «особого» подхода со всеми без разбора? Если да, то дальше можете не читать! То, что здесь написано — не для вас.
Есть хороший пример инклюзии — это армия! К любому военнослужащему (так, по крайней мере, подразумевается) — абсолютно одинаковый подход и одинаковые требования! Вот только забывают о том, что предварительно с ними проходят так называемый «курс молодого бойца». По сути — это приведение всех к общему знаменателю, выравнивание всех по образцу! Так значит для того, чтобы со всеми общаться одинаково, нужно, чтобы все стали одинаковыми?! Для армии — да, а для детей? Вы себе одинаковых детей представили? Для этого нужна либо слишком убогая, либо слишком богатая фантазия!
Одинаковых детей не бывает даже в отдельно взятой семье! Да все родители (особенно в самом начале) пытаются показать уникальность, единственность своего ребенка! Они все средства, все свои усилия прилагают, чтобы их «Петечка» не был похож на соседского «Ваську»! И чего надрываются? Даже если бы они захотели обратного — все равно не получилось бы! Дети все равно уникальны по темпераменту, по физическим возможностям и по среде, в которой они растут. И вот этих самых разных по возможностям и способностям маленьких людей предполагается обучать совершенно одинаково!
Вот именно на этом этапе и происходит подмена понятий!
Знаменитые восемь принципов инклюзивного образования отнюдь не предполагают, что все, абсолютно все люди должны быть собраны в одном месте для воспитательного процесса! Отнюдь. Общение — пожалуйста, но кто говорит, что оно обязательно между разными группами индивидуумов именно в процессе обучения? За редким исключением (при изучении языков) такое общение скорее будет только мешать! По крайней мере опыт (в том числе и мой личный) говорит далеко не в пользу этого.
Вернемся к детям, ведь когда речь идет об образовании, мы имеем в виду именно их. Инклюзия в чистом виде в раннем возрасте не только не нужна, но и, пожалуй, вредна. На начальных этапах становления личности отнюдь не полезно будет узнать, что твои сверстники могут совершать некоторые действия и операции гораздо лучше и быстрее, чем ты! А если ребенок будет наблюдать это постоянно, то вы рискуете создать у него устойчивый комплекс неполноценности. И наоборот — если ребенок растет в окружении подобных себе, он не будет так сильно комплексовать по этому поводу — вокруг него все равные ему! И уж в любом случае процесс становления должен протекать под руководством грамотного специалиста.
Про опасные или, скажем так, малограмотные эксперименты тоже могу сказать несколько слов. Знаю несколько примеров, когда в результате такой «инклюзии» дети с ограниченными возможностями (не буду уточнять, какими именно) были отданы в обычные учебные учреждения. Из-за своей «нестандартности» они показывали результаты несколько ниже среднего уровня. Заметим, что их личной вины в этом нет — они просто не успевали за сверстниками! Будь они поставлены в специальные условия, все, может, и обошлось бы, но не было этих условий!
Детский коллектив жесток. Если даже на школьных занятиях ребята вам расскажут о толерантности, то это вовсе не означает, что они относятся терпимо к себе подобным после занятий! На уроках они показывают, как они могут себя вести, но после уроков держатся просто и естественно. В результате этой естественности ребята с ограничениями стали замыкаться. Ну, а по окончании школы друзей среди одноклассников у них не осталось. Дальнейшее додумайте сами. Что скажете, что ситуация нетипичная? Наоборот. Бездумная инклюзия именно так и заканчивается.
Инклюзия тем более опасна, чем раньше она произошла. Напротив, чем раньше применяется эксклюзивное образование (воспитание), чем раньше ребенка научат пользоваться доступными ему средствами, а иногда и использовать их взамен отсутствующих, тем лучше. Когда ребенок сможет осознать, что отсутствие у него руки, ноги, зрения или слуха он сможет компенсировать хорошо развитым каким-то другим уникальным умением, именно тогда он будет готов к инклюзии. Правда, есть еще одна сложность: готовы ли к этому те, к кому он вливается в коллектив? И опять же — чем позже, тем лучше. Среда, в которую будет вливаться человек с ограниченными возможностями, тоже должна быть готова к этому. Она тоже должна воспитываться!
Получается, что, чтобы применять инклюзивность в нашем образовании, необходимо провести огромную работу в направлении эксклюзивного образования.