Нужен ли школьнику театр?

Многие родители жалуются на то, что детей трудно оторвать от компьютера. Учителя сетуют, что дети стали агрессивными. Взрослые вспоминают, что они были другими и вообще в «наше время» все было иначе. А может, все дело в том, что школьнику должно быть интересно? Как же так: 9−11 или 12 лет — только учебники и всё? Вот и получается, что единственный друг — компьютер.

Причиной агрессивности могут быть зависть и неумение общаться. Ну с завистью все понятно: школьник может завидовать другому, у кого семья благополучнее и обеспеченнее, чем его. А с общением? После окончания школы, почти 15 лет спустя, я встретила одноклассницу. Мы долго разговаривали и в конце разговора она искренне удивилась тому, что в школе у нее обо мне было другое мнение. В школе мы с ней совсем не общались — причина только в этом.

Как научить детей общаться? Чем помочь детям? Театр — это один из способов. Не ходить в театр, а самому войти в этот мир. Может, не так громко: театр, а для начала концерт из небольших отрывков из пьес. Проживая чужую жизнь на сцене, человек будет задумываться над своей. И учиться разговаривать с ровесниками.

Мне очень повезло в свое время, это было сорок лет назад. Был выпускной год. К нам пришла новая учительница пения — Евгения Ивановна. Как оказалось, она была актрисой на пенсии и много лет работала в Ереванском русском драматическом театре им. Станиславского. Евгения Ивановна нам тогда казалась величавой пожилой дамой с гордой осанкой.

Сначала у нас были обычные уроки пения, но однажды она сказала, что мы можем провести урок интереснее. Она внимательно разглядывала нас, будто видела впервые, чем сильно смутила всех. Потом сказала, что хочет поставить отрывки из разных пьес А. Н. Островского к его 150-летию и решает, кто из нас сможет сыграть ту или иную роль. Я оказалась среди счастливчиков, которых она выбрала. Как она угадала с нашими характерами — это просто удивительно!

Она выбрала пьесы: «Доходное место», «Без вины виноватые», «Свои люди — сочтёмся» и «Женитьба Бальзаминова». Мне повезло участвовать в двух первых пьесах.

Так неожиданно уроки пения превратились в уроки актерского мастерства. Было очень интересно! Половина класса репетировала роли, но остальные тоже принимали участие — как зрители и критики. Параллельный класс тоже участвовал, Евгения Ивановна нас объединила: в каждом эпизоде принимали участие ученики обоих классов. Атмосфера в этих классах стала другой, более раскованной, дружелюбной. Мы поближе познакомились друг с другом, а раньше учеников из параллельного класса даже по именам не всех знали. И в школу ходить стало интересней — был стимул: скоро премьера!

В нашей школе есть актовый зал. Конечно, были репетиции на сцене актового зала. Евгения Ивановна привезла нам из театра красивые костюмы. Мне повезло больше других — учительница Алина Григорьевна принесла мне свое вечернее платье. Оно было длинным, из черного гипюра с оранжевой шелковой подкладкой. Сначала наша классная руководительница Екатерина Ефимовна возмущалась, что у этого платья слишком глубокий для девочки вырез на спине. Потом дала свою шаль — так мой наряд стал еще элегантнее.

В день премьеры наши классы превратились в гримерные — Евгения Ивановна принесла грим и сама всех гримировала. Наши мальчики преобразились в солидных мужчин с усами и бакенбардами, а девочки стали выглядеть соответственно ролям: кокетливыми барышнями или ухоженными дамами. Одна из девочек играла сваху в «Женитьбе Бальзаминова», и мы увидели, как умелый грим превратил ее в сварливую старуху. Подружки помогли нам сделать модные прически того времени.

Школьная сцена была почти на метр выше зала, в тот вечер на ней закрепили занавес — все было по-настоящему, так что зрители чувствовали себя, как в настоящем театре. Жаль, что тогда не было хорошей техники, чтобы запечатлеть нас. Хотя фотографии были, но, увы, не всем достались.

Все, кто участвовал в том вечере, с удовольствием и теплом вспоминают не только вечер, но и сам процесс подготовки к нему. Мы тогда окунулись в волшебный мир театра.

Уверена, что наша учительница пения не имела каких-либо материальных благ, а просто получила удовольствие от того, что, репетируя с нами, снова ощутила ту атмосферу творчества, которая царит в театре.

Нынешние дети общаются через интернет. Так можно забыть, как разговаривать при встрече, вживую.

«Чем ругать тьму, лучше зажги свечу». (Вазген I — Патриарх и Католикос всех армян).

Кто может взять на себя задачу режиссера? Люди, не равнодушные к судьбам детей.

Кажется, слышу голоса некоторых родителей, которые «заступаются» за своих детей: им некогда в театр играть, у них репетиторы по разным нужным предметам, иностранный язык, шахматы и прочее. К сожалению, чем образованней родители, тем более загруженными бывают дети — они живут жизнью, которую им «запрограммировали» папа или мама. Родители покупают детям последние достижения техники, чтобы дети учились. «Выучишься, получишь специальность — потом делай что хочешь» — лозунг многих родителей.

А вы у детей спросите, что они думают об этом. А когда им жить? А когда им радоваться жизни?

Учиться, учиться, учиться… Где-то уже я это слышала. У всех на языке одно: главное — карьера. А как насчет общения со сверстниками?

Ах, да, еще есть директора школ, которые ждут разрешения/рекомендации от вышестоящих чиновников. Кому нужна дополнительная головная боль без материальной выгоды? А как же моральная сторона? Впрочем, от того, какое поколение вырастет, зависит и материальное завтра.

Технические новинки — iPhone и iPad, должны быть полезным дополнением, но не заменой живому общению.

Впрочем, и взрослые не умеют общаться между собой. Может, стоит начать с детей — и мир станет лучше?




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: