Скорость на рельсах, или Что такое поезд-экспресс?

В статье начала века из энциклопедии Брокгауза и Ефрона про железную дорогу и скорости на ней экспрессами называли «поезда, едущие со скоростью до 60 км/час, или более того». Скорости экспрессов начала века в наше время не соответствуют даже скоростям медлительных грузовых поездов. А в те времена, сравнивая эти скорости не с… автомобилем, а с телегой, запряженной лошадьми, получалось, что и впрямь — экспресс.

Рекордные скорости на короткой мерной дистанции паровозы начали давать уже через пару десятилетий, в Америке скорость под 200 км/час паровоз дал еще в конце XIX века. Но между мерной дистанцией для рекордов и скоростью, с которой ездят рейсовые поезда — дистанции огромного размера.

Ведь что такое железная дорога? Как в детской считалке — «рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…». А когда скорый поезд проносился по рельсам с чудовищной по тем временам скоростью 75 км/час, после этого все обходчики спешили — надо было до следующего поезда укрепить рельсы, забив поглубже в шпалы костыли, расшатавшиеся от нагрузок, возникавших в момент прохода курьерского поезда.

Поезда первой половины ХХ века были ограничены в скоростях не только из-за малой мощности тогдашних паровозов, но и из-за ограничений, накладываемых устройством железной дороги. В том числе — наличия некоторых неровностей на путях и деревянных шпал, которые со временем могли погнить, а кроме того, по прошествии некоторого времени и некоторого количества прошедших по ним поездов, нуждались вначале в дозабивке костылей, укрепляющих рельсы (в течение нескольких дней проходившие поезда могли ослабить крепление рельсов), а впоследствии — и в замене самих шпал, разрушенных костылями.

Изобретение бетонных шпал позволило сделать осмотры рельсового хозяйства значительно менее регулярными. К тому же, позволило увеличить скоростной режим. Но самое главное — рост культуры строительства, позволивший сооружать насыпь железной дороги, а на ней рельсовые пути с прочностью и точностью, позволявшими поездам развивать значительно более высокие скорости, чем на дорогах 50 лет назад с деревянными шпалами, и гораздо меньшими требованиями к гладкости пути.

В развитых странах Европы и Японии очень сильно развита сеть скоростных железных дорог. А недавно, сделав рекордный прорыв, к ним присоединился и Китай.

Во Франции — система TGV (с французского «скоростной поезд»), трассы которой объединяют города северо-востока Франции с городами юга, запада и с несколькими городами Швейцарии. Сеть TGV также связана с поездами Талис (Бенилюкс-Германия) и с английским Интерсити. Скорость — до 320 км/час по специальному пути и до 200 км/час по обычным путям. Первые поезда пошли в 1981 году. Поезда ходят по специально созданному для них пути.

В Англии система Интерсити-Экспресс соединяет все крупные города Англии, Шотландии и Уэльса. Скорость — до 225 км/час. Эксплуатация была начата в 1950 году. Поезда ходят по общим с остальными поездами путям.

Система «Талис» (Thalys) соединяет Париж с Брюсселем, Кёльном и Амстердамом. Поезда ходят как по обычным путям, так и по сверхскоростным, сделанным специально для них. Движение было открыто в 1996 году. Максимальная скорость — до 300 км/час.

В Японии экспресс «Синкансен"("новая магистраль») был введен в эксплуатацию еще в 60-е годы. Максимальная скорость — до 300 км/час. Ширина путей отлична от принятой в Японии, так что ходить сверхскоростные поезда могут только по сделанным специально для них путям. Построены и эксплуатируются шесть линий между крупнейшими городами Японии: Токио, Осака, Хаката, Хатинохэ, Омия, Ниигата, Такасаки, Нагано, Яцусиро и Кагосима. Вначале планировались как пассажирские, так и грузовые перевозки, но вскоре остались только пассажирские перевозки.

В Америке огромная сеть железных дорог. Вдоль восточного побережья между городами Вашингтон, Балтимор, Филадельфию, Нью Йорк и Бостон курсирует «Асела экспресс». Эти поезда курсируют по специальной скоростной магистрали общей длиной 735 км. Максимальная скорость 241 км/час, а средняя — около 110 км/час (в разных поездах разнится в зависимости от количества остановок).

В России между Москвой и Санкт-Петербургом и между Москвой и Нижним Новгородом ходят «Сапсаны». Ходят по обычным путям, поэтому скорость ограничена 250 км/час. Перевозки пассажиров на этих трассах оказались весьма выгодны, железные дороги тут отобрали кучу пассажиров у Аэрофлота, ибо при сравнимых ценах доехать оказалось быстрее, чем долететь (с учетом регистрации, доехать до аэропорта, приехать от аэропорта и т. п.).

А в Китае построили суперновую супержелезную супердорогу: Маглев — от слов magnetic levitation (вроде как «магнитоплан»). Поезда курсируют от конечной станции метро города Шанхая до аэропорта Шанхая. Скорость — до 431 км/час. Дорога постепенно достраивается. Скоро ее длина может достигнуть 175 км.

Вот только можно ли назвать это железной дорогой, если собственно от дороги остались только поезда, а вместо самой железной дороги поезд опирается на магнитное поле, и на этой опоре летит над самим полотном, что и позволяет развить такую скорость?




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: