Как строился мавзолей Ленина? Часть 2

После того, как Миллер показал образцы камней, комиссия заинтересовалась предложенным материалом и попросила предоставить еще. В следующий раз инженер отправился в столицу с хорошо обработанными каменными плитками. Конечно же, прекрасная зеркальная полировка плиток свидетельствовала о неоспоримых достоинствах украинских камней.

В деле появилась определенность. Вскоре в Житомире для управления перечисленными выше карьерами был создан трест «Укрмино». Он находился в подчинении у всесоюзного треста «Минеральное сырье». Этот самый «Укрмино» должен был поставлять весь камень для мавзолея. За исключением малинового кварцита, добывать который приходилось в Карелии.

Именно на берегах Онежского озера не один десяток лет успешно добывали так называемый шокшинский кварцит. Это камень был красив, прочен и отлично полировался.

Проблема заключалась в том, что в эти годы шокшинский кварцит не добывался. Все-таки революция, гражданская война, разруха и такое медленное восстановление народного хозяйства… Но этот материал комиссия очень хотела использовать для отделки верхней части мавзолея.

Пришлось восстанавливать Шокшинский карьер. Расчищать его борта, готовить забои для добычи цельных каменных блоков. Возникли новые трудности, заключавшиеся в том, что с учетом имеющихся условий имелась возможность добывать камни небольших размеров. Для того чтобы получить массивные блоки, следовало вручную, без взрывных работ, разобрать верхние слои выветрившегося кварцита и добраться до нижних, монолитных пластов.

Но ведь найти камень — это еще полдела! Следовало блок аккуратно выколоть из массива, затем придать ему правильную форму, отшлифовать, отполировать… Делалось это, естественно, не так быстро, но в итоге 45 одинаковых блоков удалось подготовить и отправить на стройку в Москву.

В это время в Житомирской области полным ходом шли работы по извлечению лабрадорита из земли. Следует заметить, что до этого момента карьеры в Украине носили кустарный характер. Впрочем, как и во многих местах бывшей Российской империи. Шахты редко превышали глубину 5 метров, средств механизации практически не было, а самыми востребованными инструментами рабочих оставались массивные кувалды и клинья. Добавьте к этому, что для перевозки тяжеленных камней использовались лошади.

Помимо обычных блоков, пригодных к распиловке на плиты (это было не самой сложной операцией) предстояло добыть монолиты черного лабрадорита весом в 10 тонн. А под саркофаг — и того больше, весом аж в 20 тонн! Но это еще не все. Перед горными специалистами стояла сложная задача — извлечь более чем восьмиметровый монолит черного габбронорита для мавзолея. Вес этого камня превышал 60 тонн!

По поводу красного лезниковского гранита также было не все просто. Здесь, по сути, и карьера-то не было, поэтому его пришлось создавать. Директором карьера назначили уже известного нам Миллера. Работы в Украине проходили под пристальным вниманием столичного руководства. Известно, что архитектор Щусев лично посещал строящийся лезниковский карьер и смог убедиться в больших запасах природного материала и его высоких качествах.

Продолжение следует…




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: