Как строился мавзолей Ленина? Часть 3
По замыслу архитекторов (у Щусева, безусловно, имелись помощники) половина общей облицовки мавзолея Ленина приходилась как раз на красный гранит. То есть где-то полторы тысячи квадратных метров. Или 600 кубометров блоков — смотря какими единицами пользоваться. В то время как на эксплуатирующихся к тому моменту карьерах годовая добыча составляла от силы 300 кубометров.
Коллектив только что образованного Лезниковского карьера должен был решить довольно сложную задачу по вскрытию породы и выемке блоков, а также их последующей обработке. Как вы понимаете, задача была выполнена в полном объеме, и на это потребовалось менее двух лет.
В Слипчицком карьере тем временем шел процесс добычи так называемого «Главного камня». Это должен был быть объект длиной 8,4 метра, сечением 1,5×1,4 метра и весом около 60 тонн. Скептики считали, что извлечь такой массив, а уж тем более, доставить его к месту строительства — задача непосильная. Некоторые предлагали сделать главную часть составной, но это противоречило замыслу проектировщиков. И генеральной линии партии, кстати, тоже.
Раз надо, значит, надо. Подходящий монолит нашелся, его даже выкололи успешно. Но вот при подъеме глыбы образовалась трещина, поэтому камень пришлось забраковать. А сроки поджимали! В карьере второго такого материала не было. Пришлось вызывать срочно в Житомир опытного камнедобытчика по фамилии Длоуги, который хорошо знал здешние места. Ему и удалось в двух километрах от карьера, у деревни Слободка, отыскать подходящий кусок бархатно-черного габбронорита.
Теперь пришлось работать без выходных, почти без сна. Осторожно камень был обурен, затем рабочие принялись аккуратно действовать клиньями и кувалдами. В итоге камень подняли на поверхность с помощью домкратов и положили под него короткие бревна. Как уже упоминалось, вес этой глыбы приближался к 60 тоннам.
Для того чтобы доставить монолит на железнодорожную станцию, пришлось ожидать из Москвы восьмиколесный транспортер. Удивительно, но по проселочным дорогам камень везли 8 дней! Это при том, что требовалось преодолеть всего 16 километров! Для погрузки глыбы из Ленинграда прибыла специальная платформа, на которой многострадальный «главный камень» наконец-то отправили в Москву.
Житомирский монолит доставили в Москву ночью. Здесь происходила окончательная доработка и шлифовка всех блоков, для чего даже специально соорудили внушительный деревянный навес.
О том, насколько кропотливой была работа, говорит и дата открытия обновленного мавзолея — ноябрь 1930 года. То есть он сооружался почти 4 года. Но результат, конечно, был хорош. По крайней мере, он устроил архитекторов и дотошную правительственную комиссию.
Мавзолей не случайно планировали открыть к ноябрю. Властям хотелось приурочить это событие к военному параду. И это удалось. А в качестве знака особого внимания вместе с членами правительства первыми мавзолей посетили и горные рабочие, отличившиеся при его сооружении.
Следует заметить, что четыре десятилетия спустя, в сентябре 1971 года было принято решение о реконструкции мавзолея. В этот раз, помимо камня из Житомирской области, для восстановительных работ использовали серый гранит, доставленный из Запорожской области (Янцевский карьер). Конечно, и в этот раз работы шли в напряженном ритме. В октябре 1974 года они были благополучно завершены, и вновь право войти в мавзолей первыми получили рабочие Житомирской области, которые и на этот раз проявили себя с лучшей стороны.