Как SISTERS OF MERCY записали свои хиты про Чёрную планету и Коррозию?

Понимая, что писать о SISTERS OF MERCY дело не столь благодарное, как рассказы о творчестве ABBA и SMOKIE, я, тем не менее, осмелюсь отвести этой «готической» группе ещё одну статью. Всё потому, что в прошлой мы больше выясняли, что это за фрукт, а сами песни остались за кормой. «Black Planet» (1985)

В 1984 году «любительские» времена закончились, и SISTERS OF MERCY подписали контракт с WEA Records. Тотчас началась и запись первого полноценного альбома.

Парадокс, но в создании материала для дебютного релиза центральная фигура группы — Эндрю Элдрич — принял крайне скромное участие. Он слишком увлёкся организационными вопросами, а также амфетаминами. В итоге Эндрю дошёл до такого состояния, что упал в обморок прямо посреди студии.

В результате забота о создании музыкального материала целиком ляжет на плечи Гари Маркса и пришедшего в группу гитариста Уэйна Хасси. Они почти поровну разделят между собой стороны пластинки, и каждый отметится каким-нибудь примечательным хитом.

Для издания на синглах группа выберет композиции «Walk Away» и «No Time To Cry». Песни были, безусловно, хороши, но, если вы спросите моё мнение (а я в этом мнении не одинок), я бы всё-таки выбрал другие две композиции.

В первую очередь, это открывающая альбом «Black Planet» («Чёрная Планета»), написанная Уэйном Хасси и почему-то никогда не исполнявшаяся на концертах. Это, наверное, одна из самых беспросветных песен в истории рок-музыки, с звенящими переборами 12-струнной гитары и гнетущим риффом, создающим ощущение, будто тебя затягивает в небытие какая-то «чёрная дыра».

Кстати, первоначально Хасси и Маркс написали не только музыку, но и тексты к своим песням. Например, «Black Planet» первоначально называлась «Dance on Glass» («Танец на Стекле») — есть даже запись этой версии с вокалом Хасси. Однако Элдрич, всегда скептически относившийся к поэтическим талантам своих коллег, все тексты забраковал, заявив, что должен верить тому, что поёт. В результате Элдрич полностью переписал всю лирику, и «Танец на Стекле» превратился в «Чёрную Планету», пронизанную мрачным предчувствием ядерной катастрофы.

Ношусь кругами в радиации. Настраиваюсь, кайфую и сгораю под кислотным дождем на Чёрной, Чёрной планете. Чёрном, Чёрном мире…

Второй «классической» композицией альбома я бы назвал «First And Last And Always» («Первый и Последний и Вовеки Веков»), музыку к которой написал Гари Маркс. Здесь звук холодной готической гитары парадоксально сочетается с прямо-таки кельтской танцевальной мелодией. В своё время эта песня, видимо, так восхитила Константина Кинчева, что он создал на её основе свою боевую «перестроечную» песню «Завтра Может Быть Поздно» на модную тогда «афганскую» тему (правда, ни в один из «номерных» альбомов лидер АЛИСЫ её так и не включил).

Несмотря на лаконичное звучание и скромные успехи синглов, дебютный альбом SISTERS OF MERCY «First And Last And Always» быстро завоевал поклонников, попал в британский ТОП-20, обрёл «золотой» статус и стал образцовым произведением «готического» стиля (чтобы там ни говорил по этому поводу Элдрич).

Не менее успешным было и последовавшее за альбомом турне. Но если с внешней стороны всё выглядело замечательно, внутри группы всё разваливалось. Сначала во время гастролей SISTERS OF MERCY покинул Маркс, а позже сбежали и Хасси с басистом Адамсом. Казалось, что на этом история группы кончилась. «This Corrosion» (1987)

Но осенью 1987-го года SISTERS OF MERCY восстали из небытия — в довольно неожиданном, надо сказать, виде. Во-первых, Эндрю рекрутировал в новый состав свою давнюю знакомую (говорят, очень близкую) — басистку Патрицию Моррисон. Дама была крайне эффектной и тут же заработала титул «готической принцессы».

Той же осенью 1987 года появился и первый сингл нового состава SISTERS OF MERCY, полностью написанный Элдричем. Его красноречивое название «This Corrosion» («Это Коррозия») было укором первому составу группы. Элдрич говорил, что текст песни — некая пародия на тексты Уэйна Хасси.

Аранжировку Элдрич задумал сделать тоже особенную — в духе этакого помпезного рока со всей его напыщенной глупостью. Для решения этой задачи он призвал на помощь известного продюсера Джима Стайнмана. Элдрич говорил: «Чтобы „продать“ идею Стейнману, мы сказали: это будет словно бы кульминация диско-вечеринки у Борджиа; и на это он клюнул».

Так на свет появилась роскошная композиция с обилием хоровых партий и заводным поп-припевом. Элдрич не зря считал «This Corrosion» наследницей «Temple of Love». Кроме «эпичного» настроения у неё была и «эпичная» продолжительность — почти 10 с половиной минут. В урезанном виде «This Corrosion» выпустили на сингле, и он умел большой успех, заняв 7-е место в британском хит-параде.

За синглом последовал альбом «Floodland» — «Затопленные Земли» (Элдрич заметил, что в его текстах часто встречается образ воды). Он имел более электронный и насыщенный саунд, чем предыдущий, и был высоко оценен и слушателями, и критикой (№ 7 в Британии). Однако его успех был омрачён нежеланием Элдрича гастролировать.

Вместо этого он выбивал у компании внушительные средства для съёмок броских на то время клипов. Кстати, видео к «This Corrosion» первоначально планировалось снимать в Советском Союзе.

Патриция Моррисон: «Мы собирались отправиться в Казахстан в СССР, но в то время русская фирма „Мелодия“ вела переговоры с Западом о правах на съёмки видео. Нам выехать не разрешили из опасений, что это может сорвать переговоры».

В результате клип сняли на каком-то заброшенном Лондонском складе или студии. В нём, кроме Элдрича и Патриции, мы можем видеть большую массовку, создающую некий постапокалиптический мир в духе к-ф «Безумный Макс». Недаром хоровое интро из «Коррозии» будет сопровождать гибель цивилизации и в комедии 1983 года «Армагеддец».

Полной апокалиптических настроений будет и другая ударная композиция альбома «Dominion — Mother Russia» («Владычество — Мать Россия»). По сути, она состояла из двух частей. Первая повествовала о природе власти, а вторая — о противостоянии Запада и СССР в «холодной войне». Непосредственным источником вдохновения Элдрич назвал взрыв на Чернобыльской АЭС, когда радиоактивные выбросы понесло на Запад. Видео на первую часть — «Dominion» — SISTERS OF MERCY — сняли в Иордании, где мы можем наблюдать Элдрича и Патрицию — всех в белом — на фоне, вырезанных в скалах, фасадов города Петра. В клипе приняли участие и местные иорданские «джигиты». Элдрич даже шутил, что они предлагали обменять у него Патрицию на двух верблюдов.

Шутки шутками, но во время записи следующего альбома готические «принц» и «принцесса» повздорили, и Патриция ушла из группы, затаив обиду. Позже Элдрич заявит, что потеря невелика, ибо в творчестве SISTERS OF MERCY девушка участия не принимала, и её роль была чисто «декоративной».

Умение Элдрича рвать отношения и сводить на нет только что достигнутый успех проявилось и после записи третьего альбома «Vision Thing» (1990). Альбом вышел во многом неожиданным: по музыке это было чистое хард-н-хэви — от «готики» остались лишь низкий голос Элдрича и мрачноватая апокалиптическая атмосфера. Сочетание вышло интересным, хотя «Vision Thing» и не достиг успеха предыдущих альбомов.

Но и тут Элдрич остался верен себе — очередной раз распустил состав, а в 1994 году и вовсе — в пух и прах — разругался с рекорд-лейблом. С тех пор у SISTERS OF MERCY не вышло ни одного нового альбома. Услышать новые песни группы последние десятки лет можно только… на концерте. Да-да, SISTERS OF MERCY до сих пор ведёт активную гастрольную жизнь, а отсутствие синглов в хит-парадах Элдрича совершенно не парит.

P. S.: Желающих прослушать песни, о которых рассказывалось, приглашаю заглянуть в 1-й комментарий к этой статье.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: