Скорость на рельсах, или Что такое поезд-экспресс?

В статье начала века из энциклопедии Брокгауза и Ефрона про железную дорогу и скорости на ней экспрессами называли «поезда, едущие со скоростью до 60 км/час, или более того». Скорости экспрессов начала века в наше время не соответствуют даже скоростям медлительных грузовых поездов. А в те времена, сравнивая эти скорости не с… автомобилем, а с телегой, запряженной лошадьми, получалось, что и впрямь — экспресс.

Рекордные скорости на короткой мерной дистанции паровозы начали давать уже через пару десятилетий, в Америке скорость под 200 км/час паровоз дал еще в конце XIX века. Но между мерной дистанцией для рекордов и скоростью, с которой ездят рейсовые поезда — дистанции огромного размера.

Ведь что такое железная дорога? Как в детской считалке — «рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…». А когда скорый поезд проносился по рельсам с чудовищной по тем временам скоростью 75 км/час, после этого все обходчики спешили — надо было до следующего поезда укрепить рельсы, забив поглубже в шпалы костыли, расшатавшиеся от нагрузок, возникавших в момент прохода курьерского поезда.

Поезда первой половины ХХ века были ограничены в скоростях не только из-за малой мощности тогдашних паровозов, но и из-за ограничений, накладываемых устройством железной дороги. В том числе — наличия некоторых неровностей на путях и деревянных шпал, которые со временем могли погнить, а кроме того, по прошествии некоторого времени и некоторого количества прошедших по ним поездов, нуждались вначале в дозабивке костылей, укрепляющих рельсы (в течение нескольких дней проходившие поезда могли ослабить крепление рельсов), а впоследствии — и в замене самих шпал, разрушенных костылями.

Изобретение бетонных шпал позволило сделать осмотры рельсового хозяйства значительно менее регулярными. К тому же, позволило увеличить скоростной режим. Но самое главное — рост культуры строительства, позволивший сооружать насыпь железной дороги, а на ней рельсовые пути с прочностью и точностью, позволявшими поездам развивать значительно более высокие скорости, чем на дорогах 50 лет назад с деревянными шпалами, и гораздо меньшими требованиями к гладкости пути.

В развитых странах Европы и Японии очень сильно развита сеть скоростных железных дорог. А недавно, сделав рекордный прорыв, к ним присоединился и Китай.

Во Франции — система TGV (с французского «скоростной поезд»), трассы которой объединяют города северо-востока Франции с городами юга, запада и с несколькими городами Швейцарии. Сеть TGV также связана с поездами Талис (Бенилюкс-Германия) и с английским Интерсити. Скорость — до 320 км/час по специальному пути и до 200 км/час по обычным путям. Первые поезда пошли в 1981 году. Поезда ходят по специально созданному для них пути.

В Англии система Интерсити-Экспресс соединяет все крупные города Англии, Шотландии и Уэльса. Скорость — до 225 км/час. Эксплуатация была начата в 1950 году. Поезда ходят по общим с остальными поездами путям.

Система «Талис» (Thalys) соединяет Париж с Брюсселем, Кёльном и Амстердамом. Поезда ходят как по обычным путям, так и по сверхскоростным, сделанным специально для них. Движение было открыто в 1996 году. Максимальная скорость — до 300 км/час.

В Японии экспресс «Синкансен"("новая магистраль») был введен в эксплуатацию еще в 60-е годы. Максимальная скорость — до 300 км/час. Ширина путей отлична от принятой в Японии, так что ходить сверхскоростные поезда могут только по сделанным специально для них путям. Построены и эксплуатируются шесть линий между крупнейшими городами Японии: Токио, Осака, Хаката, Хатинохэ, Омия, Ниигата, Такасаки, Нагано, Яцусиро и Кагосима. Вначале планировались как пассажирские, так и грузовые перевозки, но вскоре остались только пассажирские перевозки.

В Америке огромная сеть железных дорог. Вдоль восточного побережья между городами Вашингтон, Балтимор, Филадельфию, Нью Йорк и Бостон курсирует «Асела экспресс». Эти поезда курсируют по специальной скоростной магистрали общей длиной 735 км. Максимальная скорость 241 км/час, а средняя — около 110 км/час (в разных поездах разнится в зависимости от количества остановок).

В России между Москвой и Санкт-Петербургом и между Москвой и Нижним Новгородом ходят «Сапсаны». Ходят по обычным путям, поэтому скорость ограничена 250 км/час. Перевозки пассажиров на этих трассах оказались весьма выгодны, железные дороги тут отобрали кучу пассажиров у Аэрофлота, ибо при сравнимых ценах доехать оказалось быстрее, чем долететь (с учетом регистрации, доехать до аэропорта, приехать от аэропорта и т. п.).

А в Китае построили суперновую супержелезную супердорогу: Маглев — от слов magnetic levitation (вроде как «магнитоплан»). Поезда курсируют от конечной станции метро города Шанхая до аэропорта Шанхая. Скорость — до 431 км/час. Дорога постепенно достраивается. Скоро ее длина может достигнуть 175 км.

Вот только можно ли назвать это железной дорогой, если собственно от дороги остались только поезда, а вместо самой железной дороги поезд опирается на магнитное поле, и на этой опоре летит над самим полотном, что и позволяет развить такую скорость?


01:23 13.11.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:
* 1. Выберите правильный вариант:
* 2. Введите ответ цифрами: восемь умножить на восемь равно


Компьютеры и ИнтернетРастения и животныеКультура, искусство, историяПсихологияСтроительство и ремонтЕда и кулинарияДом и семьяКрасота и здоровьеЭкономические статьиАвто-мотоИнтимная жизнь
Самое интересное

Лишний вес...

Проблема из проблем. А что такое лишний вес? На са...

Ксенон и биксенон: достоинства...

Множество автомобилистов в настоящие дни полагают,...

Каким вагоном едем на Дальний ...

Только исправным! Но сие от нас не зависит. А выбо...

Какой стиль предпочитают звезд...

Имидж знаменитостей складывается на протяжении мно...

Чабрец — трава богородск...

Тимьян ползучий (чабрец) – многолетний полукустарн...

Вкусные рецепты: лимпопо, Мафф...

лимпопоспособ приготовления берем 2 шпажки нарезае...

Что не купишь за деньги? Вспом...

Ни за какие деньги, даже за все золото мира, не ку...

Как создать группу во ВКонтакт...

Доброго времени суток уважаемые новые пользователи...

Как происходило освоение Кавка...

Помимо недовольства кабардинских князей, строитель...

Чем чистили ковры наши бабушки...

Сегодня на полках магазинов большое разнообразие ч...



Новости развития информационнного портала:

Наш интернет портал создан для читателей, желающих без остановки совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных текстов делает наш веб-портал приятным для чтения.

Содержательная и познавательная информация, которая сгенерированна на нашем ресурсе дает возможность ответить на отдельно интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет смысла расходовать огромное количество времени для поиска ответа на необходимый для вас вопрос.