Была ли железная дорога с деревянными рельсами?

Прежде чем ответить на этот интересный вопрос, давайте сначала посмотрим на «техническую» его сторону. Мы привыкли к тому, что основа колеса делается из металла. Но вспомните конскую телегу. Вспомнили? У нее колеса из дерева! Не целиком, конечно, а в виде нескольких отрезков-брусков с небольшим загибом внутрь, которые по кругу обшиты полосой из металла.

Впрочем, у первого велосипеда колеса тоже были из дерева! Да и сам весь велосипед — тоже из него. Как же на нем ездили? Педалей и цепи не имелось. Ездок поочередно отталкивался ногами от земли, давая «самокату» некоторое ускорение. Разумеется, такой велосипед оказался громоздким, неудобным для передвижения и все же по тем давним временам «технически» казался совершенным.

Но речь ведь не о конской телеге или первом велосипеде! Речь о рельсах из… дерева.

Шпалы во всем мире стали менять на железобетонные лишь во второй половине минувшего века. Да и то далеко не везде. Во многих странах они и сейчас по-прежнему деревянные, пропитанные специальным составом для защиты от сырости. И ничего, выдерживают многотонные составы, идущие с большими скоростями. Шпал много, они устойчиво лежат на поверхности, будучи частично углубленными в грунт. Между ними насыпан еще слой гравия или щебня. Достаточно все надежно. Да и велика ли беда, если какая-то шпала даст трещину? Из-за этого состав под откос не пойдет. Современная железная дорога и нынче наполовину… деревянная! А вот рельсы, само собой, стальные. А были ли они когда-нибудь деревянными? Есть ли такой пример? Есть!

В Башкирии металлургическая промышленность начала развиваться еще задолго до революции. В 1913 году был основан Баймакский медеплавильный завод. Действовал он до 1956 года, а затем был преобразован в машиностроительный. Ныне у предприятия статус литейно-механического производства.

После окончания в 1953 году Уральского политехнического института сменным мастером, а затем начальником металлургического производства стал работать на Баймакском медеплавильном заводе уроженец города Красноуфимска Свердловской области Александр Степанович Манылов — Почетный изобретатель СССР, Заслуженный металлург Российской Федерации. С 1957 года по 1997-й он стоял у руля образованного на базе медеплавильного производства машиностроительного завода. Словом, человек-легенда, прекрасно знающий историю металлургии Южного Урала. От него однажды я и услышал про железную дорогу с деревянными рельсами. В то время я только начинал знакомиться с Уралом, а новость эту мне Александр Степанович поведал… 1 апреля. Ну, какая может быть реакция? Принял за розыгрыш. Позже все же стал уточнять информацию. Оказывается, такая дорога на самом деле была!

В годы Великой Отечественной войны башкирское Зауралье давало оборонным предприятиям большое количество меди. Она выплавлялась из добытой руды в тяжелейших условиях. Зауралье экономически всегда тяготело к Магнитогорску Челябинской области, но административно было подчинено Башкирии. Эта «нестыковка» не позволяла использовать ресурсы другого региона — более близкого к рудным месторождениям, чем Уфа, находящаяся за горной системой Урала. Ладно бы еще, что зона не имела хороших дорог. Но она не имела и государственных линий электропередачи. На баймакском медеплавильном заводе электричество вырабатывалось на своей силовой станции с использованием торфа. А его нужно было привозить издалека. Подвижной состав — лошади и маломощные автомашины, часто ломающиеся из-за большого износа. Выручить с подвозом торфа могла только железная дорога.

Долгое время на заводе руководил транспортным цехом Александр Спиридонович Бабошкин, пришедший на него в 1943 году. Когда транспортная проблема прижала завод очень сильно, он стал искать выход из ситуации. Кто-то предложил ему съездить в рабочий поселок Тубинск и посмотреть там старенький автомобиль ЗИС. Мол, а вдруг удастся его заполучить. Автомобиль заинтересовал своими… колесами. Тубинчане, не имея возможности найти для него резину, пошли по пути изготовителей конских телег — сделали колеса из дерева и обшили нижнюю часть полосами железа. Голь на выдумки хитра! Так появилась идея сделать рельсы для узкоколейной железной дороги тоже из дерева!

Протяженность узкоколейки Баймакского медеплавильного завода составляла 25 километров. Вагонетки с торфом по ней сначала отвозились с использованием конской тяги. На путь обычно затрачивался день. Потом удалось отыскать маленький паровозик и доставить его в Баймак через горные перевалы.

…Сейчас эта удивительная дорога разобрана. Хотя могла бы стать (некоторым своим участком) достопримечательной для показа туристам. Но это на Западе умеют делать деньги на экзотике. А у нас в небытие ушли узкоколейки в красивейших природных местах, где за валюту можно было бы «катать» не только иностранцев, но и своих богатеньких Буратино.


13:01 10.11.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Интересное

Каким вагоном едем на Дальний Восток?

Только исправным! Но сие от нас не зависит. А выбор общего, плацкартного, купейного, СВ или «л...

Борьба с вирусами простыми способами

Как бoрoться с вирусами?1. Скачать бесплатную антивирусную прoграмму и прoверить всю систему: &...

Особенности ортопедических матрасов

Каковы гарантии на ортопедический матрас? Почти все проблемы при нормальном использовании ортопедиче...

«Три дня на побег» (2010). Учителям на заметку?

Человеческие возможности не безграничны, что не мешает одним свои силы переоценивать, а другим ...

Как найти общий язык с неразлучником?

Вы решили завести попугая, но не знаете, какую именно породу выбрать? Если вы мечтаете, чтобы рядом ...

Российское кино. Ошибки, развитие, прогнозы.

      В очередной раз, направляясь в кинотеатр на премьеру нового российско...

Как правильно сервировать стол?

Для взрослых людей не составляет труда делать многие вещи легко и просто. Опыт и мастерство познаютс...

Как поливать цветы жизни? Обильно - не жалея любви

Существует такое спорное изречение: «Балуйте, балуйте своих детей, ибо вы не знаете, что ждет ...

Двери в квартиру

Входные двери в любом здании имеют назначение заступника от внешней среды или воров, а также являютс...

Как лечить шишки от уколов

Очень часто нам приходится делать уколы. Но далеко не всегда ради этой процедуры мы посещаем процеду...



О информационном портале:

Наш интернет портал создан для читателей, желающих без остановки совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных текстов делает наш веб-портал приятным для чтения.

Содержательная и познавательная информация, которая сгенерированна на нашем ресурсе дает возможность ответить на отдельно интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет смысла расходовать огромное количество времени для поиска ответа на необходимый для вас вопрос.